Давно так не ждал я похода, как в этом году и не потому, что практически каждый год хожу в Карелию – нет, этот поход был в некотором случае малоизвестен, отчеты присутствовали за 2005 год, а многие группы ходят его с Севера на юг. Мы же решили пройти его с юга на север и сделали это!!!
Поход стал для нас в некотором смысле – героическим маршрутом, не взирая на то, что в нем практически не было порогов. Он явил себя поход – мультитур, включив в себя заброску (90 км) – выброску (25км.) на автомобиле, водная часть маршрута составила 212 километров, ну и конечно же пешка (пешие переходы), которая составили в общей сложности около 45-50 км. на каждого члена нашего похода. Но самым интересным и не маловажным оказалось, что данный поход явился – 11 дневным автономным походом – на пути следования не было связи, магазинов, людей – цивилизации в целом…
Группа состояла из 10 человек: 5 человек из Воронежа и 5 человек из Москвы.
Давайте познакомимся:
Воронеж
Виктория
Александр
Владимир
Андрей
Ярослав
Москва
Леонид
Александр
Борисыч
Яна
Алексей
В субботу, 13 июля в 15.07, на ст. Придача (Воронеж-Южный), команда из Воронежа села в скорый поезд №293А сообщением Анапа-Мурманск и отправилась в путешествие до ст. Лоухи респ. Карелия. В Москве в 4 утра 14 июля к нам в вагон подсела команда из Москвы и дальше, до конечной станции, мы ехали уже все вместе.
1-ый день похода, 15 июля
Ст. Лоухи, Лоухский район, республика Карелия, время прибытия 06.42.
Лоухи, как и ожидалось, встретил нас пасмурной погодой, но у всех теплилась надежда на малое количество комаров и мошки из-за дождей, но она не оправдалась.
У перрона нас ждало «карельское туристическое такси». Заранее договорившись о заброске, мы получили УАЗик с пассажирской будкой и прицеп для вещей. Он довёз нас до Софпорога.
Пока собирали байдарки у моста на р. Софьянга погода напомнила о себе моросящим дождем. Тут же было принято решение пообедать, чтоб не отвлекаться на приготовление еды днём. В итоге вышли в 12.
Первая водная часть сегодняшнего дня составила подъем против течения по р. Софьянга, соединяющая два крупнейших озера в северной Карелии – Топозеро и Пяозеро.
Вышли в начало Кумского водохранилища (Пяозеро). Нас предупреждали, что там много затопленных деревьев, это мы и получили.
Система Кумского и Иовского водохранилищ образовалась в 1966 году в связи с пуском ГЭС на реках Кума и Иова. В результате чего оз. Топозеро поднялось незначительно, оз. Пяозеро было поднято на 9 м., а оз. Кундозеро – на 12 м. При этом были затоплены прибрежные массивы леса, которые не успели вырубить. И через 40 лет наблюдается печальная картина – стоящие в воде высохшие деревья, масса коряг в прибрежной зоне и берега заваленные колодами. Местные жители называют такие места затопзонами. Та же картина наблюдается и в системе озёр Иовского водохранилища. Однако первозданной природе удалось, каким то чудом, практически безболезненно пережить такое глумление над собой. Озёра по-прежнему относятся к первой категории чистоты, и это позволяет пить сырую воду без всякой обработки.
Попытка пройти между затопленными деревьями предсказуемо обернулась посадкой единственного «Салюта» на бревно, но все обошлось лёгким испугом. При помощи другой байдарки сняли «Салютик» без потерь. Идём только по широкой воде. Встречного ветра нет, лишь несколько раз накрывал небольшой дождь.
В этот день прошли 25 км и вышли в открытую часть Кумского водохранилища. Встали на левом берегу, напротив о. Талвиашари, до запланированной стоянки не дошли 3 км. Берег был песчаным, местами наблюдался зыбкий песок, палатки поставили на «черничную» подушку.
2-ый день похода, 16 июля
Сегодня было решено исправиться и пройти до запланированной стоянки на острове Чулкошуари, а это около 35 км по открытой воде. Погода начала потихоньку исправляться, ветерок утих, на воде была не большая рябь и пригревало карельское солнышко. Наша команда не отличалась ранними выходами, поэтому стартовали только в 13.00. Спустя полтора километра вышли размяться на живописном острове. Очень пожалели, что не смогли добраться до него вчера. Идеальное место для ночлега.
Обогнув остров Талвиашари с восточного берега, мы пошли на север. Держа курс на остров Педаяшарви, минуя остров Ламмакай с западной стороны, оставляя его по правую руку.
На острове Педаяшарви находится действующая рыбацкая изба с баней. Остановились на острове для небольшого отдыха, поговорив с рыбаками о погоде и рыбалке, размяв ноги, двинулись дальше, впереди нас ждал остров Майя.
Все наверно читали книгу Робинзон Крузо? Так вот, в этот день мы обедали на острове Майя. Пятницу мы конечно не встретили, но перекусили, отдохнули и пофотографировались на славу.
Осознание что до стоянки ещё 15 км, а мы уже прошли 21 км – далось с трудом, все устали. Но мы пошли, обогнув остров Майя с северо-западной стороны и вышли на открытую гладь озера Пяозеро. Взяв курс на мыс Курасниеми и далее оставив его по правую руку, пошли к острову Лупчинга, рядом с которым и находился наш остров с запланированной стоянкой.
Сам остров Чулкошуари представляет собой уютную бухту, которая защищена от шквалистого ветра и волн.
Как обычно мы подошли к острову около 23 часов, но получили вознаграждение! Необычайно красивый закат на воде, и великолепная бухта для ночлега! Там было все: мостик, стол с лавками и костровище с треногой.
Бухта рассчитана на размещение большой группы. Ужин и сон, идеальное завершение тяжелого дня. За день прошли 33,5 км.
3-ый день похода, 17 июля
Проснулись рано, несмотря на поздний отбой. Красота стоила того! Прекрасные виды утреннего озера покоряли фотографов. Сегодня планируем пройти намеченный маршрут и встать недалеко от тропы обноса в озеро Кукас, а это около 30-33 км.
Сборы затянулись до 13. Пригревало солнце. На стоянке было даже жарко, а по выходу на широкую воду оказалось прохладно. Миновав мыс Пугосниеми мы стали держать курс на островок в бухте поселка Зашеек – островок Черниниеми, напоминающий внешним видом морского ската, к которому удалось пристать и размять ноги.
Несмотря на желание некоторых участников посетить поселок Зашеек, прошли его без остановки.
Планировали встать в устье р. Кундозерка (вход в Кундозеро) на перекус, но встретив многочисленные затопленные деревья и болотистую местность, решили идти дальше около 6 км. Встали на перекус на мысу, напротив ГЭС, которая виднелась вдалеке. Проход к ней был так же затруднён из-за затопленных деревьев.
Нас стала догонять сплошная облачность. Она приобрела особый «зловещий» смысл после того как один из участников объявил особо вычурный кусок плавника символом «ненастья».
Через час погода ухудшилась. Пошел мелкий дождь с боковым ветром и ощутимой волной.
Иногда даже были заметны барашки на волнах. По такой погоде пригодились навыки хождения галсом. До места обноса не дошли 3 км и встали на запланированной стоянке.
Ночью ветер сменился на обратный и немного утих. За день было пройдено 31.5 км.
4-ый день похода, 18 июля
Вышли раньше обычного, так как предстояла смена активного передвижения. Об обносе в имеющихся в интернете отчетах, практически ничего не сказано, есть только скудные данные и координаты 66°24’26″N 31°13’40″E. До обноса от стоянки около 3 км, но чтобы ее найти – понадобилось время и только с помощью двух навигаторов удалось обнаружить нужное место. Начинался моросящий дождь, а нам предстояла «веселая» прогулка со снаряжением и байдарками на берег озера Шуоярви.
Обнос начинался с крутого берега, где удобно пристать 2-3 байдаркам, не более.
Наверху были скамейка и очаг. Кто-то заботливо сложил под скамейкой сухие дрова.
Как хорошо, когда вещи упакованы в надежные гермомешки и гермобаулы, можно не беспокоиться что они промокнут или испачкаются. Нам предстоял 800 метровый переход по пересеченной, болотистой местности.
Перенос решили разбить на несколько этапов протяженностью 200-300 метров. Сначала переносили снаряжение, а затем байдарки. Каменистые спуски чередовались с заболоченными участками, что существенно затрудняло движение.
Особенно стоит отметить резкий спуск, практически перед самим озером Шуоярви, по которому пришлось спускать байдарки вчетвером. Все это сопровождалось мелким дождем. Первый этап обноса на 800 м завершился на берегу озера Шуоярви, там и устроили плотный перекус.
Первые 800 метров обноса преодолели. За спиной оз. Шуоярви, а дальше вторая часть обноса.
Плотно перекусив, начинаем перевоз вещей на другой берег озера, ко второму обносу.
Достаточно быстро переправившись на другой берег, встретили там троих туристов, которые только завершили перенос нам навстречу и уже расположившихся на стоянку. Узнали ситуацию с обносом, угостились чаем из Иван-чая. Как все-таки приятно встретить туристов, готовых делиться информацией и самым необходимым.
Нас ждало продолжение еще на 900 м, которые длились 12 часов. Опять подъемы и спуски, которые чередовались каменистыми и заболоченными участками. «Качество» болота повысилось – это были кочки с мокрым торфом, тропы с ручьями и ямами. Погода нас не радовала, шел моросящий дождь, что усложняло и без того сложный обнос. Появились молодые деревья и байдарки приходилось протаскивать боком. Обнос завершался грязевой торфяной тропой по болоту примерно 150 метров, в конце которого был выход к озеру Кукас. Пришлось складывать вещи на маленьком пятачке на берегу озера. Один из участников потянул связки на ноге и продолжить перенос не смог. Выматывающий перенос продолжался примерно с 15 дня до 3 ночи. Большое количество вещей, 3-х местные байдарки и тяжелый 2-х местный Салют существенно осложнили обнос. По общему мнению, такая тропа подходит для небольшой группы, поэтому на маршруте туристов мы практически и не видели.
5-ый день похода, 19 июля
3 часа ночи. Мы завершили перенос байдарок и вещей на берег озера Кукас. Оставив вещи и байдарки на берегу, поднялись на горку перед торфяной тропой, решив погреться – обсушиться, согреть чай и набраться сил, натянули тент и развели костер. Удалось погреться, частично высушить одежду и даже попить чай. Это немного поправило упавшее настроение. Краткий отдых позволил прийти в себя от тяжёлого обноса. Примерно в 5 утра возвратились на берег.
На озере встречный устойчивый сильный восточный ветер и волнение, примерно 3 балла (барашки на волнах). Продолжается мелкий, до среднего дождь.
Несмотря на волнение и мелкий дождь решились на переход до предполагаемой стоянки. Плюсом в переходе была, как не странно, встречная волна. С боковой пришлось бы идти галсами, а кормовая заливала бы байдарки.
Шли вдоль правого берега, так как предварительно по отчетам на правом берегу должны были быть оборудованные стоянки.
После 14 км прохода были осмотрены и забракованы 3 предполагаемые стоянки на правом берегу. Они были или крайне малы или расположены на болоте. 4-й удачный вариант стоянки на противоположном берегу озера, расположился на живописном скальном выступе (второй большой остров). Хватило места для 7 палаток. Оборудовано костровище и нет надоевшего болота и мха.
После плотного горячего завтрака все разошлись по палаткам отдыхать. Было решено сделать полудневку. Сегодня прошли 15 км.
Днем отдыхали, в большей степени отсыпались, а вечером желающих ждала походная баня и великолепная солянка. Погода чудным образом переменилась, утренние тучи разбежались, и над нами засияло июльское солнце.
6-ый день похода, 20 июля
Погода изменилась до неузнаваемости. Штиль, лёгкие облака и солнце. Сделали короткий 19 км переход по оз. Кукас, вдоль левого берега, до очередного обноса вдоль реки Кукса, которая протянулась на 3км, соединяя озеро Кукас с озером Челозеро. Река не проходима в связи с наличием бревен и отсутствием глубины. Но обо всем по порядку.
Проснулись, рано, т.к. солнце припекало палатки, позавтракав не спеша собрали лагерь и около 12 часов встали на воду.
Нас поразила быстрая смена погоды. Вот только на днях был холодный пронизывающий ветер и дождь, а теперь словно все перевернулось и наступило настоящее лето. Солнце, белые облака, голубое небо и спокойная вода. Так мы шли по Кукасу и любовались его красотой.
Пройдя основную часть Кукаса, подошли к крайнему восточному заливу озера и решили остановиться на острове, дабы размяться и отдохнуть.
В конце залива услышали характерный шум воды, хотя по описанию до порогов еще далеко и здесь должен быть спокойный проход в промежуточное озеро, из которого вытекала река Кукса, но это оказался реальный порог 3КС, заваленный брёвнами.
Он впадает в маленькое озерцо, которое в свою очередь переходит в каскад водопадов (исток р.Кукса). Немного не доходя до порога, слева обнаружили хороший и широкий выход на сушу, но поляна оказалось замусорена, недалеко лежала заброшенная лодка, видимо это была рыбацкая стоянка. Выезд со стоянки, как выяснилось позднее, ведет к полуразрушенному деревянному мосту. Удобный и широкий обнос порога расположен справа от него, длиной около 100 метров. На этом островке поснимали порог и набрали грибов, преимущественно белых и подосиновиков. Перенеся пару легких байдарок, решили разведать дальнейший путь, хотя по карте через 100-150 метров должны были начинаться водопады – так оно и случилось.
Пришли мы на стоянку рано, там повстречали двух туристов, которые шли по обратному маршруту только с севера (от Зеленоборска) на юг (до Софпорога), обменялись полезной информацией и пошли ставить палатки, разбирать байдарки, подготавливая их к завтрашнему обносу и готовить ужин, а вечером была рыбалка речной форели.
Длина р.Куксы около 3 км. И на ней есть еще 4 примерно таких же по высоте водопада и кроме этого еще пороги.
Впадает р.Кукса в западную оконечность Челозера уровень, которого на 57 м. ниже уровня Кукаса. Однако сплав по р.Куксе сложен даже для опытных экстремалов – просто мало воды.
В речке полно форели, которая охотно клюет на червя или на малые «вертушки». Челозеро чем-то напоминает Кукас в уменьшенном варианте – длинное, узкое и тоже красивое, но все-таки не Кукас. В этих местах уже много оборудованных стоянок, банных очагов чувствуется присутствие «братьев» туристов.
Вот такая форель ловилась на Куксе.
7-ый день похода, 21 июля
Тема сегодняшнего дня – обнос в Челозеро. Ожидаемые 1.5 км превратились в 2.6 км. В связи с таким растоянием ранее было принято решение собрать байдарки и сделать обнос с разобранными байдарками, рюкзаками и гермами. Носили вещи по проселочной дороге с большим количеством огромных луж. Глубина некоторых достигала 40 см. Края дороги заболоченены и вода легко заливает понижения.
С Кукаса на Челозеро вдоль реки Кукса есть хорошая тропа, она выводит на западную оконечность озера Челозера, где Кукса впадает в него 5-и метровым водопадом. Там есть нормальные стоянки на обоих берегах Куксы, подходят даже для дневок если учесть хорошую форелевую рыбалку на Куксе, но на все не хватает времени, места здесь элитные повсюду, но одного похода мало чтобы везде побывать.
К нашей стоянке подходила грунтовая дорога, которая осталась со времен советского союза. На протяженности 1,5 км, она представляла собой разбитую грунтовку с ямами заполненными водой. В некоторых местах, глубина доходила до 40 см. Поэтому собрав снаряжение, несем и везем его по проселочной дороге, которая с Кукаса ведет на середину Челозера. 3- х километровый волок по дороге занял примерно часов 6, ходили около 5ти раз.
Место на озере маленькое и с уклоном, примерно 10 на 20 метров. Как раз собрать байдарки и стартовать дальше. Для стоянки годиться мало. Есть уклон к воде, но достаточно сыро.
Вот мы и дошли, здравствуй Челозеро. Погода стояла на удивление хорошая. Солнечно и полный штиль. Стоянок на Челозере много, одна из самых красивых расположена при впадении в озеро р. Винчи, это примерно в 2,5 часах хода от окончания волока. Сама по себе река Винча также достопримечательность этих мест. Горно-таежная река, вытекает из оз. Тикшезеро. Опытные туристы-водники несомненно получат удовольствие от прохождения порогов, число которых на реке Винча протяженностью примерно 20 км, составляет около 20 шт. Река впадает в Челозеро и далее несет свои воды в Княжегубское водохранилище. На Винче есть 9-и метровый водопад Падун и 10-12 порогов разной сложности, самый сложный – Собачий, 4 КС. Винча очень красивая река, с великолепной рыбалкой – хариус, форель, кумжа (последняя если повезет). Мы же расположились на стоянке, которая находится в 800 метрах от обноса и нам она тоже очень понравилась.
Стоянка расположена на каменистом лбе, хорошо продувается, со столом, кострищем, банным очагом, большим количеством палаточных мест. Вода потеплела настолько, что было достаточно комфортно купаться.
8-ый день похода, 22 июля
Собирались, как обычно, хотя встали около 8 утра, но вышли только в 13-30.
Погода была ясная и даже жаркая. Пройдя около 6 км, услышали характерный шум и по правому берегу, увидели мощную струю, которая вливалась в озеро с большой силой – это была Винча и последняя ступень порога Каменный.
Пересекли струю кто вдоль левого берега, по спокойной воде, а кто решил покататься на валах реки – покатушки удались на славу.
После впадения реки, примерно через километр мы вышли к порогу – Винча-порог – последнему порогу на реке, который соединял озеро Челозеро с Нотозером. Порог представляет собой «С» образный порог 2КС с валами 0,5-0,7 м (большая вода) и небольшим изгибом налево. В конце порога, по правому берегу, оборудованная стоянка, она позволила вычерпать воду из байдарок. Для ночевки она не совсем удобна из-за двух больших муравейников.
После выхода в озеро повернули направо и прошли около 10 км, оставив поселок Моша слева. На острове без названия расположенного восточнее острова Сосновый появилась связь. По крайней мере, Мегафон сработал, и МЧС обрадовалось нашему выходу на связь.
Перекусили на острове Ракха на западной части озера Нотозера. Затем свернули налево в реку (протоку) Тюлле.
К концу дня пересекли Северный полярный круг, в честь чего и был дан салют. Встали на оборудованной стоянке на мысу на выходе из р.Тюлле.
Северный полярный круг – 5622-я северная параллель
9-ый день похода, 23 июля
Погода отличная. Решили сделать полудневку, отдыхали, купались и вышли около 15 часов. Сегодня по плану мы должны пройти около 15 км, посмотреть водопад, находящийся на реке впадающей в оз. Лопское, пройти Лопскую протоку, оз. Пажма и встать на стоянку за Лопской запанью. Запланированный маршрут удался, посетили все что наметили.
Сначала прошли примерно 3 км, на северо-восток, до водопада. Река впадает в озеро и на реке в 50 метрах от впадения, находится порог водопадного слива с высоким падением и мощной струей. Порог оценили как 4КС.
Порог Каменный
Далее, шли по широкой воде, через 9 км, миновав протоку Лопская, озеро Пажма дошли до поселка Лопская запань.
Далее, шли по широкой воде, через 9 км, миновав протоку Лопская, озеро Пажма дошли до поселка Лопская запань.
Пройдя еще 3 км, встали на стоянку на мысу. Удачно застали не разобранную баню и дрова у костровища. День завершился прекрасным закатом и великолепной баней.
10-ый день похода, 24 июля
Погода стояла ясная. Никуда не торопясь, позавтракав, собрали лагерь, и вышли в начале первого часа дня, прошли около 11 км по озерной глади Ковдозера, встали на перекус на о. Великий.
На острове Великий снова появилась устойчивая связь, даже присутствовал интернет. Перекусив, пообщавшись с родными и получив погодные условия на ближайшие трое суток, отправились дальше на северо-восток.
Через 2,5 км нас накрыл свежий береговой бриз (восточно-юго-восточный). Поднялась волна, местами с барашками. Пришлось снова вспоминать про хождения галсами и лишь один Салют, рассекал встречную волну как шхуна, которой нипочем эти небольшие волны…
Перед проливом Малая Лайдасалма, на материке сделали вынужденную остановку и подождали байдарки которые борясь с бризом приближались к материку.
Прошли 2 км по проливу и в небольшом заливе на о. Лайдасалма нашли оборудованную стоянку с баней.
11-ый день похода, 25 июля ДНЕВКА
Еще с вечера было принято решение остаться на этой оборудованной стоянке и сделать долгожданную – дневку. Планировали натопить баньку, попариться перед небольшим переходом до антистапеля, да и просто отдохнуть.
Таким образом на дневке мы накупались, перебрали оставшееся снаряжение, перекомпоновали оставшуюся еду, чтобы на антистапеле быстро собраться и беспрепятственно уехать на станцию.
12-ый день похода, 26 июля
Не торопясь собрались и вышли около 15 часов. Прошли последние 3 км на восток через Ковдозеро и встали у причала базы отдыха в Травяной губе. станция Княжая.
Три километра до Антистапеля
Причал Турбазы
Вызвав извозчика, дождались машину и двумя партиями отправились на станцию, ожидать поезд, который увезет нас по нашим городам.
Итоги и выводы
Все что запланировали, было выполнено. Маршрут прошли успешно, Маршрут удобен для прохождения на байдарках. Катамараны будут испытывать трудности из-за большого расстояния между озерами и сложным обносом.
Маршрут включает в себя пешку, возможны радиальные выходы на вершины Северного края Карелии и полноправно можно назвать данный маршрут – Мультитуром по северным озерам.
Ярослав Тарасов, Воронеж