Путешествия

Из России в Чехию. Поход на байдарке по Бероунке

Чехию я люблю безумно, была раз пять, в крупных городах и мелких туристических. Захотелось чего-то необычного, менее хоженого. Мягкие холмы с включениями скал и лесов наводили на мысль, что с природой тоже следует познакомиться поближе.

Самый легкий способ пересечения внедорожной местности — это, конечно, какое-нибудь плавсредство. А поскольку самым лучшим, маневренным и быстрым плавсредством является байдарка, то дальше оставалось только найти контору, которая нам даст в аренду байдарку в Чехии, ну или везти байдарку свою. Как показала практика, везти не надо, надо брать там. Ну и, конечно, надо найти речку. Рек в Чехии достаточно много, но кроме Влтавы, на которой собственно и стоит Прага, и еще парочки рек поменьше, все остальные – это скорее крупные ручьи, с каменным дном и быстрым течением. Наткнулась каким-то чудом на таблицу рек с указанием категорий, выбрала наилегчайшую, нашла ее на карте и тут же влюбилась. Потом изучила городки на ее побережье и увидела там несколько замков, что и укрепило меня окончательно в выборе этой речки.

Называется это чудо Бероунка, начинается от слияния притоков в г. Пльзене, заканчивается впадением в Влтаву чуть выше Праги, протекает мимо замков Кршивоклат и Карлштейн, на берегах ее имеются также не восстановленные замки и крепости, придающие дополнительную историческую и пейзажную ценность. Как нам потом сказали местные, вдоль Бероунки сотни лет проходил торговый путь из Плзеня в Прагу и крепости были нужны для охраны, ну и наверное для взимания каких-нибудь налогов с купцов.

Начать решили с Плзеня – город крупный, гостиниц много, местная арендная контора имеется, а закончить – в Карлштейне. Количество дней на сплав, место старта и финиша, определили так, чтобы успеть осмотреть встречающиеся на пути замки. По расстоянию выходило 5 дней ненапряжной гребли, на каждый день была запланирована какая-нибудь пешая экскурсия.

Запрос типа «аренда лодок в Плзене» вывел на сайт, где можно было выбрать разные типы плавсредств, а также посмотреть стоимость доставки. Обнаружилось, что все предлагаемые лодки — пластиковые, цельнолитые, сильно отличающиеся по виду от привычных нам Тайменей. Предлагают массово или большие «корыта» под названием каноэ, в которых надо грести только одной лопастью — с левого борта или с правого, или маленькие одноместные каяки для спортсменов. Все-таки нашли максимально похожий на байдарку пластиковый каяк с привычными двухлопастными веслами и забронировали на нужные даты.
Кстати, весло по чешски будет «пАдло», что привело к просто неприличному шквалу шуток во время похода.)))
Палатку, спальники, коврики, пару герм взяли с собой из Воронежа, благо ехали на машине, но если бы были на самолете и не взяли – можно также было арендовать. Еду из России не везли, памятуя о запрете на ввоз мясных продуктов, а все остальное при желании проще купить перед отъездом. Распечатала крупно на 15 листах карту реки со значками кемпингов и достопримечательностей (больше всего речных подробностей обнаружилось на http://www.mapy.cz). Вот в принципе и вся подготовка.
Костровые принадлежности, горелку не брали – т.к. заранее прочитала, что останавливаться на ночлег на чешской реке можно только на оборудованных кемпингах, на которых в том числе есть столовые. Уже на месте мы поняли, что костры в кемпинге можно разводить в некоторых местах, дрова они предоставляют, но эти костры носят скорее декоративно-романтическое значение – сосиску поджарить к пиву или песню спеть. Еда в кафе-столовых, как и везде в Чехии, дешевая и вкусная, порции огромные, а еще лучше дела обстоят с пивом.

Добираться до Чехии решили на автомобиле, благо и это для меня в первый раз, авантюрить — так по полной.

30 июня рано утром двинулись из Воронежа на свежеиспеченной вазовской Гранте. Решив что наша «слегка запыленная» машина в европе будет диссонировать, поездку начали с мойки.

Проехали орловские поля и брянские леса. Сделали традиционный гудок, проезжая мимо памятника водителям.

Проехали чистенькую и приветливую Белоруссию.

С такой соцрекламой мусорить и не захочешь.

А вообще, действительно, все выметено-подстрижено. Проезжали Гомель — много занимающихся спортом, широкие газоны, чистые парки. Приятно. Переехали Днепр.

Проехали поля. Повезло с закатом.

От Гомеля до Бреста дороги не фонтан, конечно, но соблюдая или разумно превышая скоростной режим, ехать комфортно.
Отдохнули на заправке 3 часа ночью, докатили до Бреста, отстояли в очереди почти 4 часа и очутились в Польше.

Границы пересекали легко и просто, но, к сожалению, не быстро – все-таки время отпусков. На будущее – лучше из Белоруссии в Польшу въезжать не через Брест, а через Домачево. Две другие границы – между Россией и Белоруссией, и между Польшей и Чехией, мы проехали не останавливаясь, последнюю даже не заметили. Кстати, о документах — все таможенники спрашивали только свидетельство о регистрации и грин-карту, ну и паспорт с шенгеном. Водительские права, доверенность на авто, медстраховка и прочее никого не интересовали. На польской стороне спросили «Оружие? Наркотики? Колбаса?», на что получили категорическое нет, но сложно было не улыбнуться.

Дороги в Польше шикарные, как будто вчера сделанные, много новых развязок. Однако от Бреста до Варшавы дорога узкая и изобилует населенными пунктами с ограничением 50 (и радарами тоже). Ближе к Варшаве стала нормальной, сначала 2, потом 3-полосной. А вот дорогу Брно-Прага лучше избегать в ближайшие годы. Проезд по автомагистралям в основном в Польше бесплатный, лишь один раз на обратной дороге перед Краковом нам попался платный кусочекю.

Варшава удивила. Никогда там не была и не видела фотографий. Представляла ее скучной. В реальности — современный, активный и креативный город.

Да к тому же еще и с красивым историческим центром.

Вообще, как я поняла, гнать без остановок — делать себе хуже. Вначале, по России, еще можно поднапрячься, но потом лучше заезжать в городки, любоваться пейзажами, останавливаться на ночлег, обедать-ужинать в кафе (в Польше и Чехии вкусная и дешевая еда). Усталости меньше, впечатлений больше, и дорога кажется не временным неудобством, а дополнительным увлекательным путешествием.

После Варшавы через Лодзь двинулись в сторону Чехии на Остраву. На первой же заправке после въезда в Чехию приобрели виньетку на 10 дней за 310 крон, наклеили на стекло. Виньетка дает право ездить по всем автострадам Чехии. Кстати, очень хорошая идея. Если у тебя небольшая страна и ты хочешь брать деньги за дороги — так бери оптом за всю страну, а не строй кучу терминалов, крадущих время водителей, и требующих вложений и обслуживания.

Холмы, начавшиеся сразу после границы с Чехией, после равнинных польских и белорусских пейзажей, показались горами. Лесные вершины, изредка скалистые утесы, многочисленные городишки из 20 домов с обязательной башенкой ратуши или костела — в общем, полное мимими. Все палисадники в цветах, везде садовый декор, всякие поделки-мельнички-гномики-фонарики, такой домашний уют – только и успевай умиляться и фотографировать.

Конечно, Чехия не замедлила откликнуться на мое восторженное к ней отношение.

Остановились на заправку-туалет по дороге в совершенно непримечательном месте. Вышли размять ноги и увидели маленькую табличку — замок 3 км. Думали сфотографировать издали, начали идти в ту сторону, а его все нет. Пошли через поле — а тут вдруг черешня рядами стоит, крупная и сладкая.

Наелись, идем дальше — тропинка в лес пошла, а замка все нет. Лес после полей кажется темным, мрачным. Но идем, не разворачиваться же.

Вдруг лес заканчивается и перед нами замок во всей красе. Не избалованный турпосещениями, в сельской глуши, никого из людей мы не встретили. Зато встретили много спелой лесной малины и земляники.

Ну вот и кто после этого будет сомневаться, что это Чехия раскрыла специально для нас!

Уже к ночи доехали до Плзеня, переночевали в отеле, утром закупили всякой съедобной мелочи в поход, отправились в контору с лодками на краю города. Машину оставили прямо у них перед забором, оплатили аренду и доставку и двинулись в путь.

У этого дерева свалены наши нехитрые пожитки. Скоро это легко уместится в каяк, и мы поплывем, забыв временно про городскую суету и проблемы, и будем просто наслаждаться солнцем, природой, старинными деревушками и мельницами. А пока я сижу, наслаждаюсь, пью пиво на дорожку и думаю: ведь как легко и просто все было — собраться и доехать, и зачем я так долго тянула с реализацией, и почему так трудно подбить на подобное путешествие своих друзей…

Дам просто несколько увиденных водных пейзажей, для настроения:

Вот так выглядит местный кемпинг:

На хорошем кемпинге собираются каждый вечер туристические палатки, примерно 50 штук, утром съезжают. Несмотря на обилие людей, большинство из которых еще и пиво до ночи пьет, ни одной бумажки замечено не было. Трава мягкая и для ходьбы босиком идеальная. Стоит удовольствие переночевать в кемпинге 120 крон за 2 человек и 1 палатку. Из предлагаемых удобств — туалет с чистотой как в отеле, душевые кабины, дрова для костра. Пиво льется рекой, помимо него предлагается еда от киосков с сосисками до практически ресторана. Зависит от кемпинга.

Вот так мы ужинали в первый вечер:

За вещами никто не следит, тут не воруют, но и разбрасывать не принято. Только в тамбуре. Если мы уходили на экскурсию на несколько часов, забирали с собой только фотоаппарат, деньги и паспорта.

По дороге поднимались на две развалины от крепостей с шикарными видами, также по совету местных прогулялись до лесного водопада. Водопад был крошечным, с нашими адыгейскими не сравнить, но ущелье и лесной ручей были живописными.

Конечно, посетили Кршивоклат с Карлштейном.

В городке Нижбор с замком и музеем кельтской культуры прогулялись и пообедали, в достаточно крупном городе Бероуне заночевали в кемпинге прямо в центре города, соответственно и утром и вечером наслаждались местной архитектурой:

Проплывали множество уютных дачных домиков у реки

Ну и наконец, о самом необычном на десерт. Эта штуковина называется «Jes», читается как «йез». То ли вся плотина, то ли перепад высот, то ли слив — не знаю, но встречаются они с завидной регулярностью. Они легко проходятся, просто как речной порог. Выглядят так:

Но бывает и так:

Тут однозначно надо обносить. Вспоминаем картину Репина «Бурлаки на Волге» и радуемся, что пластик лодки не боится такой камнетёрки, и нести надо только вещи.

К сожалению, бывает и третий вариант. Ты думаешь, что пройдешь, а йез думает по-другому. На второй день, имея уже опыт прохождения порядка 6-8 йезов, подплываем к очередному, бодро махая веслами. На гребне стоит толпа народу, все нам машут, обеспокоенно кричат, по-чешски конечно, из чего мы понимаем только «камень» и «слева». Какие тут добрые и веселые люди, подумали мы, кивнули им радостно и двинулись по йезу напрямик. Ничего ведь не предвещало беды, не так ли? Вслед нам пронесся только хоровой удивленный возглас… Камень мы видели, конечно, и даже благополучно обошли, успев гордо оглянуться на публику, аплодирующую нам вслед, но турбулентная из-за камня вода нарушила равновесие и мы стали опасно качаться, а впереди были скрытые водой каменные завалы, на которые мы налетели не под нужным углом, наклонились и черпнули. Выскочили, чтобы не перевернуться, стоим в стремнине по пояс на острых камнях, пытаемся удержать лодку, а она заливается волнами сверху все больше, и я с ужасом наблюдаю как рюкзачок с документами, деньгами и зеркалкой, пакет с телефоном, карты и прочее столь же ценное покрывается водой, всплывает и показывает намерение умчаться в самостоятельное плавание. Описываю долго, на самом деле весь процесс занял несколько секунд. Пока напарник держит лодку, беру самое ценное и переношу на островок 50 см в поперечнике посреди потока. Потом часть зрителей добирается до нас и помогает перенести вещи и вылить из лодки воду. Накачанные адреналином гребем дальше, мысленно проводя инвентаризацию потерь. Через полчаса добрались до лагеря, разобрали и попытались высушить на солнце намокшую технику. Единственным невозмутимым участником потопления стал фотоаппарат для подводной съемки, с помощью которого и запечатлелись пост аварийные кадры. Жаль, что функциям телефона он был не обучен.

В общем, остались мы без связи на несколько дней, потом в Бероуне купили телефон, вставили симку, иначе нас бы даже не смогли забрать с реки. А бонусом получили еще несколько уроков на будущее:
Забыть про удобные рюкзаки с кармашками даже на самой простой реке. Купить маленькие гермы для документов и фотоаппарата, носить их с собой когда идешь на экскурсию, или весь рюкзак засовывать в герму. При подходе к опасному участку убедиться что закреплены-спрятаны все мелкие вещи. Брать с собой телефон во влагозащитном корпусе. Основным рабочим фотоаппаратом должен быть водостойкий.
Обувь на каменистых реках должна быть облегающей с плотной подошвой — чтоб и плавать можно было, и по камням ходить. Ну и не переоценивать свои возможности)))

После пяти дней сплава у нас было запланировано «свободное время» в Чехии. Никуда не торопясь, мы часто подчинялись слепой воле случая, ехали куда глаза глядят, пока есть такая возможность. Посетили в Пльзене пивоваренный завод, в Брно постреляли из водных пистолетов на центральной площади, съездили в виноградную деревушку на границе с Австрией, выпили кофейку в Граде Кралове, посетили частный замок с огромной зеленой стеной в Велке Мезиржичи, обратно проехали через польский Краков… В общем, авантюра удалась, надеюсь что кому-то этот отчет поможет в путешествии по такой щедрой на достопримечательности стране!

Анна, Воронеж