С маршрутом определились еще в январе 2018 года, хотя в планах он был еще в 2017 году, но в 2017 году решили сходить на Ладожские шхеры и это совсем другая история. В этом же, 2018 году, очень хотелось совместить порожистый экстрим с неспешной медитативной греблей по красивейшим озерам Карелии и просторам Белого моря. Благодаря нашему другу – магазину туристического снаряжения – LetoVmeste за помощь в снаряжении, 14 июля 2018 года мы отправились в наше путешествие.
Основной состав группы 10 человек. Окончательный состав определился за 2 недели до начала похода. Таким образом, у нас получилось 4 города: Санкт-Петербург – 2 человека, Северодвинск – 1 человек, Москва – 3 человека и Воронеж – 4 человека и шесть экипажей.
Взять билеты даже за 90 дней на прямой поезд до ст. Лоухи из Воронежа было проблематично, но мы справились с этой задачей – ехали в одном плацкартном купе, за байдарки отдали по 450 руб. – оформив багажный билет, так спокойнее и никаких нареканий со стороны начальника поезда.
Воронеж нас провожал жаркой погодой и, как выяснилось позже, мы эту жару увезли в Карелию на поезде Адлер-Мурманск.
На станцию Лоухи мы прибыли ночью в 22.45, нас ждали ребята из Питера и заказанный ранее транспорт. До места мы добрались на микроавтобусе и легковушке до озера Плотичное, в 2-х км южнее посёлка Парфеево (он не жилой). От автодороги до озера по лесу 500 м. Микроавтобус съехал по грунтовке и довез нас прямо до поляны. Берег высокий, сухой, сильно загаженный туристами и рыбаками. Мест для палаток много.
Алексей – капитан из Москвы
Владимир – капитан Воронеж
На поляне нас ждал Илья из Северодвинска, ставить лагерь не стали, собрали байдарки, наспех упаковав вещи в гермы, отчалили от берега и спустя час (пройдя 3 км) пристали к острову Хухтошуари.
День первый – 16 июля
Встретив восход солнца, поставили палатки и легли спать Утром начали сборку, к 12.00 часам позавтракав, собрав лагерь, встали на воду.
Вышли в 13.10. Двигались на запад, вдоль правого берега острова Реутошуари (Буян). Остров окружен невысокими скалами (7-8 метров), что привлекает туристов. Также на острове очень часто дует сильный ветер, откуда возникло русское народное название – Буян. Выход из озера – широкая протока. В начале протоки стоянка на ПБ на лесистой поляне. Двигались вдоль северо-восточного берега озера Нюкки до автомобильного (железобетонного) моста. На левом берегу большая поляна – оттуда стартуют туристы на катамаранах, с правого берега не большой спуск к воде, можно ставить на воду байдарки, для катамаранов спуск менее удобен.
Через 300 м. расположен железнодорожный мост. Далее цепь озер. Средняя ширина озёр 1 км. Двигаемся на северо-восток. Через 4,5 км, пр.№1 – лёгкое убыстрение течения в левой протоке. Старый сплавной ряж по обоим берегам. Сложности не представляет. Идём без просмотра. Общая длина 70 м. Страховка не нужна. После прп №1, через 200 м. русло поворачивает на север, через 2,5 км долина реки поворачивает на запад. Через 700 м. прп.№2. Длина 1км. Возможен просмотр по ЛБ. 2 ступни. В 1-ой ступени 2 обливных камня. За камнями небольшая бочка и валы высотой до 50 см., лёгкий навал на ряж правого берега. Выход гладким сливом, половина которого – бочка до 0.5 м – это порог Щелевой, вторая ступень, на левом берегу живописная стоянка с видом на порог. Становимся на стоянку и катаемся по порогу.
Порог Щелевой.
Покатушки по порогу Щелевой.
День второй – 17 июля
С утра начали прохождение порога. «Кривой-1». Длина пор. 500 м
Порог начинается после сужения русла. С правого берега ряжевая стенка. В пороге 3 ступени.
1 ступень – убыстрение течения до острова. При сужении русла навал на скалу ЛБ;
2-ая ступень порога начинается около острова. Прямой слив с валами высотой до 60 см. сразу за островом завал из бревен. Проход между завалом и обливным камнем. Эта ступень заканчивается обливным камнем, находящимся левее центра русла.
3-я ступень порога представляет простой прямой слив с легким прижимом на скалу правого берега. За порогом есть стоянка на ПБ
Через 1 км вышли в небольшое озеро, которое пересекли в западном направлении. Протока из озера широкая в С-З направлении в конце протоки перед выходом в озеро через 3 км пор. «Керчуг». Это короткий пологий слив длиной примерно 50 – 100м глубокий, проход без осмотра по центру. Сразу за порогом начинается оз. Керчуг. Самая лучшая стоянка на острове на высотке, хорошо оборудована, есть баня, стол и каркасный навес над столом. Оптимальное место для дневки. ( Для любителей GPS координаты: N 66° 06.200’ E 032° 39. 342’). Выход из озера сразу за островом, по берегам есть пара стоянок, не советую искать стоянки слева от вхождения реки в озеро: там их просто нет (проверено). Далее озеро Травяное, длинное и скучное плавно перетекает в реку.
Кереть делает поворот налево (справа остаётся заливчик, к краю которого подходит дорога), сужается, и начинается цепочка двух порогов. Проходятся без осмотра по основной струе в языки. После небольшого плёса начинается порог Белый Клык (2КС). В связи с малой водой порог был интересен. Проход по центру в основной слив. Но очень важно, что в конце порога стоит огромный обливняк. Камень находится на середине реки и в него бьёт струя, с наплыва не заметен. Обход этого обливняка, справа. Сразу за порогом стоянка на левом берегу.
В связи с тем, что вышли в полдень и воды в реке мало пороги «Белый клык», «Мураш» проходили на встречу солнцу – «Солнце в глаза» – это было весьма интересно.
Через 500 метров перекатом начинается порог Мураш (3КС). Заход в первый слив от центра, ближе к правому берегу, дальше по валам. Затем река делает поворот на 90° и до следующего поворота проход по центру по языкам не прижимаясь к берегам, в нашем случае одну из байдарок вынесло на отмель у правого берега. У выхода из порога (ориентир – высокий скалистый правый берег) – 2 подводных зубца прямо на середине реки (их хорошо видно с воды). Обходить зубцы слева, максимально прижимаясь к крайнему, так как сразу за ними не видный с наплыва обливняк слева у берега. Матрос, пройдя зубец начинает интенсивно грести левым веслом, уводя байдарку от обливняка вправо, дело капитана – чуть выправить байдарку, чтобы не налететь на обливняк кормой. Порог очень мощный, стоят жёсткие валы, но все они – чистые. Порог прошли тандемами. Сразу за порогом есть стоянка на правом берегу – ремонтная – «Шинмонтаж». На следующий день у нас была дневка: ремонт судов, рыбалка и празднование годовщины свадьбы у четы Севостьяновых.
Порог Мураш.
День третий 18 июля – дневка у порога Мураш
Кожаная свадьба – кожаные подарки.
Вечер.
День четвертый - 19 июля
Погода нас как всегда радовала, редко увидишь в Карелии солнечный и теплый поход, единственным минусом в походе было обилие мошки, итак сегодня у нас по плану добраться до озера Варацкого – преодолев все препятствия на своем пути.
Озеро Новое – правый берег с цветущим Иван-чаем.
На нашем пути сегодня будут следующие пороги: Сухой, Кривой-2, Долгий и Варацкий. Прекрасная природа Карельского края радовала глаз, местами это были карельские пейзажи, а иногда они напоминали среднюю полосу России.
Замечательные таблички – и действующие – мусора очень мало.
Железнодорожный мост после порога Сухой.
Порог Долгий примерно 2,5 – 3 км. Сложной шиверы.
Порог Варацкий произвел на нас впечатление сложного порога, имея разношерстную группу – новичков, я решил частично обвести порог. Таким образом, порог прошли два экипажа: Алексей – на Викинге и Саша+Вася на Свире-2. Порог был осложнен временным подходом к нему. Подошли к порогу уже вечером, решили новичков в порог не пускать и сделать частичную проводку порога, т.е. второй ступени, третья ступень представляла собой бурную шиверу, со множеством камней в русле. Порог заканчивается за автодорожным мостом. На правом берегу реки за мостом много мест для стоянок, но так как порожистую часть мы прошли, было принято решение дойти до озера и встать на дневку.
Озеро Варацкое.
День пятый – 20 июля – дневка на озере Варацкое
День выдался солнечным и теплым, как обычно отдыхали от вчерашнего дня, ремонтировали байдарки – хоть и взяли ремкомплекта в достатке но были ошеломлены наличием множества заплат, хотя чему удивляться в русле реки в основном гранит и кварц режет шкуру как нож, успевай лавировать.
Карельский пейзаж.
Ремонт байдарок.
Отдых.
“ЛетоВместе” с нами в Карелии.
День шестой – 21 июля
Пороги: Карешка I к.с.; Краснобыстрый III к.с.; Масляный II к.с.; Павловский II к.с.
Утро выдалось «бодрое» – дул встречный ветерок и пришлось выходить галсами и идти порядка 400 метров по открытой воде озера. На противоположном берегу стояла группа на катамаранах, они оставались на дневку, пожелав им хорошего отдыха и получив небольшие наставления о предстоящих порогах мы двинулись дальше. Огромное спасибо выражаем врачу этой группы за предоставление нам лекарства от укусов мошки – Парлазин, которое в дальнейшем было занесено в аптечку. Никто из экипажей сильно не вырывался вперед, и все байдарки шли в прямой видимости друг друга.
На выходе из озера Варацкое порог Карешка I к.с. Д-100м, Ш-40м. Прошли без осмотра по центру, лавируя между камнями. Было такое чувство что после пройденных порогов, экипажи притерлись к друг другу и теперь не страшны любые препятствия, но оказалось что эта притирка не для всех.
Через 2 км подошли к порогу Краснобыстрый II-III к.с. Осмотр возможен как с правой, так и с левой стороны. Мы причалили к левому берегу и пошли смотреть сам порог.
Заход в порог по центру чуть левее, далее прижиматься к левому берегу – мощный косой неудобный слив с пульсирующим валом, через метров 10 после слива нужно успеть вывернуть лодку к центру и пройти по струе между трех бочек, расположенных в шахматном порядке, далее по струе прижиматься к правому берегу, слева много подводных и надводных камней.
Салют решили обвести основной слив и выпустить его от правого берега дальше.
Собрались мы перед неудобным сливом с капитанами стоим, обсуждаем как проходить и выходить на бочки, потому как слив действительно не удобен. Справа от основной струи слива образуется так сказать гребень волны, за которым пенная бочка с «обливняком», а слева прижим и выход на косые бочки по центру же стоит «зуб» который не виден с воды и пока мы обсуждали прохождение глядим а наша Щука, капитан Аврин (Борисыч), матрос Севостьянова Юлия уже штурмуют порог. Прошли по гребню и внезапно Щука клюет носом, матрос оказывается в пене, а капитан на «высоте» и также внезапно, Щука выравнивается и проходит основную часть, как и оставшийся порог, как ни в чем не бывало.
Дальше было еще интереснее в порог пошел адмирал на Хатанге Тревел-3, так он прошел по самому гребню волны, сыграл так сказать как по нотам, пройдя основной слив, выскочил на пульсирующий вал, все думали что там камень, а он как ни в чем не бывало, прошел косые бочки и, причалив за порогом к правому берегу – вышел на лоб контролировать дальнейшее прохождение порога.
Следующими в порог пошли Саша и Вася на Свире и кто бы мог подумать, что слаженный экипаж кильнется сразу после основного слива. Весла уплыли, а ребята остались держать байдарку и ожидать спасателей. Которые подоспели, вовремя кинув спас концы и вытащив байдарку на берег. Ребята задели подводный камень и порезали тем самым шкуру. Обошлись лишь легким испугом, весла и тапки были пойманы и отданы экипажу.
Спасательные работы “Свиря”.
Обводка “Салюта” и старт “Гарпуна”.
И снова “киль”.
Капитан борется с порогом, матрос побежал за веслами.
Байдарка была заклеена и через 20 минут была на ходу, но пока они клеились экипаж на гарпуне совершил тоже киль, в том же месте, на этот раз экипажу сразу полетели несколько спасконцов ребята также потеряли весла, которые, как и предыдущие были выловлены адмиралом.
А Салют тем временем был аккуратно обведен, капитан сел в байдарку и отчалил от берега.
Экипаж занял свои места и отправился дальше, на покорение порогов реки Кереть.
А тем временем, где-то за порогом…
Так с боем и без особых потерь был пройден порог «Краснобыстрый», который запомнился всем своими бочками, пульсирующим валом ну и гребнем волны над «обливняком». Через 2,5 км нас ждал не менее интересный порог «Масляный», о котором так много написано в различных лоциях. Впечатление было не отразимым. Перед порогом не большая шивера, а затем разлив и слышен шум, самого порога не видно, поворот на право, вход в порог по центру. При подходе к порогу взору представился следующий вид: река с уклоном порядка 15-20º течет с хорошей скоростью с валами высотой до 70 см, впечатление такое как будто перед тобой водный слалом и где-то внизу за порогом видны мелкие байдарки, которые уже прошли порог.
Ну, вот наконец пройдены все пороги и мы ждем Владимира на Салюте, который затерялся на поворотах «Колупаевского» порога уже виден мост автодороги на поселок Чкаловский, а впереди нас ждет небольшой порог «Медвежий» и стоянка в тихой заводи.
Где же наш «Салют»?
Стоянка в тихой заводи.
Сегодня крайняя стоянка на реке, а завтра минуя последние речные пороги, мы выходим в Белое море.
День седьмой – 22 июля
Крайний день на реке. Погода начала портиться, небо затянули серые тучки и мы уже начали думать что кончилось наше солнечное везение. Сегодня по плану у нас был выход в Белое море, а поэтому надо было подгадать с пиком прилива, чтобы к этому моменту быть у порога Морской, он же Запорный, он же Керетский и пройти его. У нас все получилось. Первым препятствием стал порог Кривой-3, который начинался сразу же за нашей стоянкой. Порог интересен тем, что река течет в каньоне, справа и слева возвышаются скальные отложения и река петляет в нем, как настоящая горная река.
После впадения Луоксы река становится заметно полноводнее. Порог Кривой-3 (к.с. III). Это одно из ключевых препятствий реки. Шум порога хорошо слышен. Ориентир – скальные плиты у правого берега. Порог требует осмотра справа, несмотря на его неудобность. Основную сложность представляет полуметровый чистый слив с мощнейшей косой бочкой около метра, обойти которую невозможно. Заход в слив по прямой, но последний смотрит почти на правый берег и мощно наваливает на скальную плиту. Требуется пересечение струи справа налево. Порог очень глубокий и чистый, основным препятствием являются жесткие метровые валы. Далее участок длиной 700-800м с чрезвычайно мощным течением, «шахматной доской» из камней и валами не менее метра. Общий перепад около 7-9м. Просмотр труден, порог плохо запоминается, но первый слив стоит осмотреть справа. Практически сразу после порога хорошая стоянка справа. Следующие 4-5км реки осложнены только мелкими перекатами.
Выход из порога Кривой
Рыбхоз на реке Кереть. Обнос сетей – дорога к порогу.
Спуск байдарки на воду, подготовка к прохождению порога Морской.
Матросы Евгений и Юлия.
Салют-2 перед транспортировкой вдоль порога.
Окончание порога Морской.
Облако в виде звезды.
Белое море встретило нас грозой с теплым дождем и красивой радугой.
Красота пролива между материком, правый берег и островом Средний – левый берег.
На стоянку и полудневку мы встали на острове Кереть, вечером было посвящение в туристы водники, праздничный ужин и много положительных эмоций.
Ну вот, ряды водных туристов пополнились новыми водниками: Потапов Владимир, Борисов Александр, Севостьяновы Евгений и Юлия, Щеулин Василий, Фирстова Анастасия.
День восьмой 23 июля – полудневка на острове Кереть.
С утра было солнечно, погуляли по острову, обнаружили, что стоим на территории Керетского государственного природного заказника, вдоль берега протоптаны тропинки, чисто и безлюдно. На море дул ветерок, адмиралом было принято решение о полудневке, а именно отдыхе до 18 часов, у него была уверенность что к этому времени ветер утихнет и мы сможем спокойно встать на воду и в действительности так и оказалось.
Керетский природный заказник
Словно по адмиральскому велению к 18 часам ветер стих, море успокоилось и мы по морской глади отчалили от острова Кереть и с приливом вошли в Чупскую губу. Сегодня мы должны пройти порядка 18 километров, и встать на стоянку с последующей дневкой на острове Олений. Вечер принес не передаваемые пейзажи, только в Карелии можно увидеть одновременно восход полной луны и закат солнца. Красота белых ночей и природы морского Карельского края, пока шли до стоянки видели нерпу.
Природа Севера.
Чупская губа.
День девятый – 24 июля, дневка на острове Олений, восточный мыс.
Вчера мы обогнули остров Олений в поисках стоянки, все более менее нормальные стоянки были заняты, это или рыбаки или коммерческие группы на катамаранах, встретили группу из Перовского турклуба города Москвы, обменялись координатами для дальнейшего сотрудничества. Занесли на карту родник на северном побережье острова рядом с большой стоянкой, на которой обосновались коммерсанты и остановились на восточном мысу острова.
Сегодня крайний день на море, завтра будет крайний день похода, адмирал созвонился и договорился о транспорте, который будет нас ждать на антистапеле в поселке Нижняя Полунга.
Ребята отсыпались, купались, собирали чернику и просто отдыхали, радуясь солнечному дню и морскому воздуху.
На закат где горят паруса.
Наша дружная группа.
День десятый – 25 июля, окончание похода, антистапель, баня, отъезд домой.
Да все это мы успели сделать за один день. Позавтракали, собрались и встали на воду в 9 часов утра. Как поется в песне у Владимира Высоцкого – «Корабли постоят и ложатся на курс…», так получилось и у нас и мы никуда не торопясь с началом прилива шли к назначенному пункту антистапеля любуясь морскими просторами Белого моря.
Экипаж Щуки.
Корабли постоят и ложатся на курс….
Окончание похода – ждем транспорт.
В 12 часов мы были в Нижней Полунге, впереди нас ждала баня и отъезд. Первым рейсом забрали ребят которые были готовы, пока собирались выяснили, что Илья из Северодвинска может успеть уехать сегодня домой и не ждать 1,5 дня, таким образом мы с экономили нашему другу и время и деньги. По приезду в гостевой домик решили отцепить прицеп, собрать документы и съездить на вокзал и купить билеты огромное спасибо Куртову Дмитрию, нашему водителю за потраченное на нас время. Мы съездили на станцию, купили всем билеты и вернулись обратно в гостевой домик, где нас ждала баня и отдых. Погода стояла прекрасная, термометр показывал +35º и это на севере Карелии, температура воды в Белом море на момент нашего отъезда была около +23º чем не Юг – хотя Север.
Так провожала нас Карелия.
До свидания, Карелия – жди нас, мы к тебе обязательно вернемся!!!!
Ярослав Тарасов, Воронеж